Акыркы макалалар

Тынчтыкбек Чоротегин: «Кыргызы во все времена лелеяли идею независимости»

Уже 23 года Кыргызстан является независимой страной. 31 августа 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета Кыргызстана одной из первых из союзных республик Центральной Азии приняла постановление о «Декларации о государственной независимости Республики Кыргызстан», согласно которой наша республика была объявлена независимым, суверенным, демократическим государством. За более чем два десятилетия эта дата превратилась в настоящий общенациональный праздник со своими сложившимися традициями. Но мало кто, наверное, задумывался над тем, что эта дата лишь ознаменовала итог пути длиною в несколько десятилетий. Независимость не пришла к нам сама собой. Наши предки боролись в буквальном смысле этого слова за самоопределение кыргызов.

Председатель правления Фонда «Мурас», президент Международного общественного объединения «Кыргыз Тарых Коому», профессор Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына, доктор исторических наук Тынчтыкбек Чоротегин в преддверии Дня независимости рассказал агентству «Кабар», какой ценой досталась независимость.

- Мы знаем, что с истоков своего происхождения кыргызы боролись за сохранение и приумножение независимости. Расскажите, как это происходило?

- Еще с конца 3-го века до нашей эры упоминаются древние кыргызы, обитавшие в Восточном Тенгир-Тоо. Они имели свою древнюю государственность. Хунская держава, завоевавшая земли древних кыргызов, также стала частью государства кыргызов и других древних тюркских народов.

В раннем средневековье кыргызы восстановили свое государство в виде Кыргызского каганата на Енисее. После распада Великого Кыргызского каганата часть кыргызов оказалась в орбите мусульманского Караханидского каганата в Центральной Азии, другая часть продолжала обитать в Южной Сибири и Северо-Западной Монголии.

Кыргызы, как и другие центрально-азиатские тюрки, имели общую государственность в виде государства Хайду, Моголистана, Джаркентского государства, Кокандского ханства, и т.д. Наряду с этим были попытки создать и такие государства, как ханство Ормон-хана.

Ряд кыргызских племен лишь номинально признавал власть Коканда в 19-м веке.

Помним, в 1847 году, когда были попытки завоевания северного Кыргызстана казахским султаном Кенесары Касым-улы. Он стал завоевывать западные земли в Чуйской долине и тогда кыргызы во главе с Ормон-ханом смогли отстоять свои земли и независимость.

В начале 1870-х годов часть ферганских кыргызов находилась в орбите Кокандского хана. Интересно, в то время, когда наши северные земли были завоеваны Российской империей (в 1855-1868 гг.), ферганские, алайские, чаткальские кыргызы боролись за сохранение независимости Кокандского ханства от царской России. Такие выдающиеся кыргызские лидеры, как Алымкул аталык, Алымбек датка и Пулат-хан (Молдо Исак Асан уулу) боролись за независимость Кокандского ханства от царской России.

Начиная с 1855-1876 годов и вплоть до 1917 года у нас был колониальный период, когда царская Россия постепенно завоевала, устанавливала и укрепляла свое господство. А с 1917-1918 годов в Кыргызстане устанавливается советская власть. Даже в советское время кыргызские интеллигенты и интеллектуалы пытались создать кыргызскую автономию в рамках советской государственной структуры. Кыргызские интеллектуалы продолжали бороться за свою автономию, и в октябре 1924 года была организована Кара-Кыргызская автономная область в составе РСФСР. Это было началом нового ветка борьбы за государственность советского типа. В 1925 году она была переименована в Кыргызскую автономную область и далее в Кыргызскую автономную республику в составе РСФСР.

А в 1936 году Кыргызская автономная советская социалистическая республика стала Кыргызской ССР, т.е. союзной республикой. Она с 1936 года имела статус наравне с Россией, Казахстаном и другими союзными республиками. Но, надо отметить, что только благодаря таким великим сыновьям кыргызского народа, как Абдыкерим Сыдык уулу и Жусуп Абдрахманов, у нас появилась союзная республика.

В советское время также продолжались попытки высказывания идей государственной независимости. Профессор Кубанычбек Нурбеков в своих трудах написал, что Кыргызстан имеет право выйти из состава СССР. Это высказывание было как бомба, внезапно брошенная для умов в условиях советской цензуры, за что К.Нурбеков впоследствии был ошельмован официальными идеологами советской республики.

Потом в 1988 году у нас начался новый вид борьбы за укрепление кыргызской государственности, а именно, борьба за особый статус кыргызского языка. Наши кыргызские интеллектуалы боролись за двуязычие.

23 сентября 1989 года был принят закон, где кыргызский язык стал единственным государственным языком Кыргызстана, и это была большая победа. А русский стал языком межнациональных отношений, позже русскому языку дали статус официального языка. Многие говорят, что независимость пришла в Кыргызстан сама собой, но это не так. Наши предки боролись за эту независимость.

- На ваш взгляд, как можно оценить современное развитие государственности в Кыргызстане?

- После второй народной революции в 2010 году у нас начинается совершенно новая полоса общественной жизни. Это было связано с нашим новым направлением в сторону парламентской демократии. Мы пока еще не заполучили классической формы парламентской демократии, но реформы в июне 2010 года стали началом такого процесса. Можем подчеркнуть, что и такие бывшие кочевые народы, как кыргызы и монголы, сумеют доказать, что парламентская демократия может просуществовать в Центральной и Внутренней Азии. Монголы это уже доказали и мы тоже должны доказать. Я предполагаю, что в дальнейшем можно и нужно укрепить многопартийность и роль кыргызского парламента в управлении государством. Роль правительства тоже должна быть расширена. Что касается трудностей, которые у нас имеются, они имеют временный характер при переходе от авторитарного режима к демократии.

- В обществе часто говорят, что в СССР жить было легче и было бы хорошо, если бы мы и дальше находились под чьим-либо крылом. Так ли это?

- Недальновидные люди говорят, что было бы хорошо, если бы мы находились под чьим-либо крылом, хотя бы при коммунистическом режиме. Они не знают или забыли суть тоталитарного строя.

Мы знаем, что после второй мировой войны в советское время крестьяне, колхозники не смогли выехать не только из страны, но даже из своего села, они были как крепостные крестьяне.

В советское время, в 1950-60-е годы, невозможно было выехать из страны в другие страны простым людям. Только кучка людей могла себе этого позволить, это - члены Компартии и Комсомола. Мы порою забываем о жестоких репрессиях тех лет. Такие светлые умы, как профессор Касым Тыныстанов, политик Жусуп Абдрахманов, который прямо раскритиковал самого Сталина, и многие другие погибли из-за ничего. Также зачастую репрессировали известных людей за написание научных трудов, за изучение эпоса «Манас», трудов «заманистов», и.т.д.

Кыргызский язык также был притеснен незаслуженно. В Бишкеке только в двух школах преподавали кыргызский язык. А в русских школах изъяли кыргызский язык как предмет с 1960-х. Многие кыргызские дипломированные специалисты, не сумев устроиться на работу по профессии, трудились на заводах разнорабочими. А те люди, которые приезжали в Кыргызстан работать из Сибири и т.д., сразу получали хорошую работу и жилье.

Зачастую так говорят те люди, которые в силу своей юности не узнали обо всех трудностях и проблемах и им кажется, что в советское время все было хорошо и светло. Мнение о том, что в советское время все было хорошо и было бы лучше, если бы мы находились в составе какой-то коммунистической страны – ошибочное.

Советские власти тогда даже имели возможность отправлять ракеты в космос, но, к сожалению, у нас не было хороших житейских условий для простых людей. В пример можем взять даже магазины, например, в городе было очень много магазинов со скудным ассортиментом товаров, но спецмагазины с лучшими и редкими товарами работали только для партийных людей и для закрытых военных и полувоенных городков («ящиков»). А простые люди были вынуждены стоять в очереди и зачастую в их магазинах было пусто.

Была большая цензура для литературы и учебников. Помним, как изъяли из продажи книгу «Момуя» поэта Аалы Токомбаева (в конце 1960-х), несправедливо раскритиковали литератора Тазабека Саманчина, историков Кушбека Усенбаева, Саула Абрамзона, Сабыра Аттокурова, писателей Тугельбая Сыдыкбекова, Казата Акматова, Толегена Касымбекова и многих других.

Конечно, говорить, что в советское время все было плохо - тоже неправильно. В то время также произошли многие хорошие события, так как цивилизация не застопорилась и в коммунистической части мира. Например, в Кыргызстане произошел бурный рост науки, появилась Академия наук, разные научные и образовательные институты, светский характер государства был важным прогрессом для всего советского общества. У нас построили такие гиганты, как Токтогульская ГЭС, много заводов и фабрик, и т.д.

- Какие последовали минусы и плюсы с обретением статуса независимости в Кыргызстане?

- Политическая элита, или ее определенная часть, не была готова к независимости и они не могли реализовать всю мощь нашего общества. Весьма печально, что они дали возможность коррупции вырастать в огромную силу, потому что они сами были коррумпированы.

Например, в 1990-е годы, когда распределяли гранты в отрасли сельского хозяйства, получилось так, что зачастую они оставались в больших городах благодаря липовым фермерским «документам».

Говорят, были и такие досадные случаи, когда к нам приехали южнокорейцы, чтоб построить автомобильный завод, у нас просили большие «шапки» и корейцы ушли и построили этот завод в Узбекистане.

Зачастую, бывало, мы покупали старые станки из Турции, чтоб построить мебельный или иной завод в стране, а они были морально устаревшими еще до покупки. Из-за коррумпированности всех властей мы упустили большой шанс для развития страны.

Также в силу коррумпированности властей у нас народ восстал и произошли две народные революции в течение 2005 и 2010 гг.

У нас есть надежда, что молодые и будущие кадры постепенно придут к власти законным путем и продолжат затеянные реформы. Для этого молодежь должна быть образованной и с широкими взглядами на мир.

С обретением независимости у нас в стране перестала существовать государственная цензура. У нас многопартийность развивается не на словах, а на деле. Например, в авторитарных пост-советских странах также объявляется многопартийность, но все равно их официально признанные партии в унисон отстаивают интересы авторитарного правителя.

В Кыргызстане же каждый человек может выражать свое мнение без каких-либо притеснений, люди стали свободными. Попытки обуздать прессу осуждаются у нас открыто.

Другим важным позитивным элементом является полиэтничность нашего государства. Все мы – кыргызские граждане, хотя можем отличаться своим этническим происхождением, разными религиозными конфессиями, политическими взглядами.

И в эпосе «Манас» говорится, что хан Манас собрал воедино представителей разных этносов в единый народ Кыргызского государства. Среди его сподвижников – чоро – был также представитель ханьцев, получивший имя Алмамбет. Эта идея объединения представителей разных этносов в единый народ – та народная мудрость, которая и сегодня актуальна для нашей независимой демократической страны.

Таким было начало истории суверенного Кыргызстана. За два десятилетия республика прошла через тяжелые испытания, пережила драматические моменты становления государственности, но сохранила главное достояние нашего народа – независимость. Вот почему этот день стал поистине всенародным праздником.

Түп нускага шилтеме : kabar.kg

Бир гана сайтта катталгандар пикирлерин жаза алат. Эгер катталган болсоңуз, анда аккаунтуңузга кириңиз.
катталгандар гана колдонуучулар "ЖМКларга даттанууларды териштирүү комиссиясына" арыздана алат. Эгер сиздин аккаунтуңуз бар болсо, анда кириңиз.

Азырынча бир да пикир жок...